Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 19.05.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2014 » Август » 7 » Пограничная умственная отсталость и задержки умственного развития. Социальная адаптация детей с ограниченными
03:07

Пограничная умственная отсталость и задержки умственного развития. Социальная адаптация детей с ограниченными





Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ.

ПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами. Это состояние равновесия различных психологических процессов, умение ими владеть, что позволяет человеку гармонично функционировать в обществе.

Интеллектуальная Недостаточность - объединяет как легкие и динамичные формы с хорошим потенциалом компенсации, так и более стационарные имеющие выраженные тенденции к обратному развитию. Это задержка психического развития (или пограничная интеллектуальная недостаточность) и умственная отсталость.

За последние десятилетия состояние психического здоровья у детей и подростков стало приоритетной медико-социальной проблемой. Одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста это задержка психического развития (или пограничная интеллектуальная недостаточность), занимающая по своим клинико-психологическим особенностям промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью.

При задержке психического развития клинико-психологические особенности имеют характер парциальных, неравномерных и принципиально обратимых, в ряде случаев их отдельные проявления сохраняются пожизненно. Под умственной отсталостью понимают наследственное, врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3-х лет) необратимое, непрогредиентное слабоумие тотального характера с преимущественной недостаточностью мышления и речи.

Пик выявляемости умственной отсталости и задержки психического развития приблизительно 70% приходится на начало обучения (детский сад - подготовительная группа, начальные классы). Возраст от 6 до 10 лет. Задержка психического развития в мужской популяции встречается в 2-4 раза чаще, чем в женской, т.к. более уязвима центральная нервная система у лиц мужского пола. Среди неуспевающих школьников начальных классов доля детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью достигает 40-65%.

Легкие формы умственной отсталости в общей популяции составляют до 3%, более тяжелые формы умственной отсталости - 0,4%

ЭТИОЛОГИЯ (причины): интеллектуальная недостаточность включает в себя биологические, биосоциальные и социальные факторы, наследственные факторы:

  • факторы, поражающие нервную систему плода, новорожденного, или ребенка ранних лет жизни (наследственные заболевания, употребление алкоголя, наркотиков, табакокурения, гипоксия, инфекции, нейроинфекции, осложненная беременность, роды, ранний постнатальный период).
  • факторы, воздействующие в период внутриутробного развития плода при пограничной интеллектуальной недостаточности приходятся преимущественно на поздние сроки беременности, а те же вредности воздействуя в ранние сроки, приводят к умственной отсталости, т.к. мозг плода уязвим в первую треть беременности.

Кроме того, к социальным факторам способными быть причиной интеллектуальной недостаточности относятся:

  • завышенные требования к интеллектуальным способностям ребенка;
  • мода на раннее обучение;
  • социально-экономические кризисы, подрывающие стабильность семьи (неполные семьи, отрыв матери от воспитания детей в связи с производственной занятостью, дефицит родительского внимания);
  • конфликты в семьях, в отношениях между родителями;
  • длительные психо-травмирующие ситуации в семье, при которых ребенок переживает хронический стресс;
  • дефицит информации с раннего детства;
  • дефекты воспитания (гиперопека и гипоопека);
  • сенсорная и эмоциональная депривация (связана с дефектами анализаторов нарушение зрения, слуха);
  • отказные дети (находящиеся в Детском доме и доме ребенка);
  • большое значение имеют реакции родителей на факт обнаружения у ребенка интеллектуальной недостаточности, чаще всего это негативное отношение, разочарование, отвержение, распад семьи.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеют место нарушение предпосылок интеллекта (памяти, внимания, мышление, работоспособности, эмоционально волевых компонентов):

  • замедленное недостаточно точное восприятие;
  • затруднение ориентации в заданиях;
  • нарушение школьных навыков (дизлексия, дисграфия, дискалькулия);
  • инертность, ригидность, тугоподвижность психических процессов;
  • абстрактно-логическое мышление формируется несколько позже, чем в норме, обычно к 7 годам, тенденция к этому намечается уже к 5 годам; для умственной отсталости наиболее специфический признак - отсутствие понятийного абстрактного мышления, вербально-логического, присутствует исключительно конкретное мышление.
  • отстает логическая память, речь, беден словарный запас;
  • снижена долговременная, кратковременная память, механическая сохранена,
  • незрелость, эмоциональная неустойчивость, однако эмоции для детей с задержкой психического развития достаточно дифференцированы, могут сопереживать, у умственной отсталости эмоции слабо дифференцированы, упрощены;
  • незрелость мотиваций при умственной отсталости нет борьбы мотивов;
  • нестойкость интересов, преобладают игровые интересы;
  • быстрая утомляемость при серьезных занятиях, дети с задержкой психического развития могут использовать помощь при выполнении задания, умственная отсталость дети не способны в переносе опыта на новые аналогичные задания и ситуации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью повышенно ранимы, невротичны, уровень реагирования на негативные психогенные факторы имеют форму, характерную для детей более младшего возраста. Эти дети относятся к группе риска в плане психогенных, поведенческих расстройств, делинквентного поведения. Несмотря на обилие различных проявлений, существует позитивный прогноз, дети с задержкой психического развития обладают более высоким компенсаторным потенциалом в отличие от умственной отсталости. Со временем отмеченные отклонения в той или иной степени нивелируются. У 1/3 детей к 10 годам, в большинстве случаев к концу пубертата, приблизительно 7% погранично интеллектуальной недостаточности сохраняется пожизненно. При умственной отсталости в некоторых случаях возможен переход на уровень более легкой степени умственной отсталости, могут стать практически полноценными членами общества, заняв свою социальную нишу. Однако достижения нормы в развитии интеллекта и личности невозможны. Возможности социальной адаптации при умственной отсталости снижены значительно. При тяжелой и глубокой умственной отсталости жизнь без посторонней помощи невозможна,

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Перечисленные особенности затрудняют обучение детей с задержкой психического развития в массовой школе, что приводит к хронической неуспеваемости и школьной дезадаптации. В школе ребенок становится объектом непрерывной и систематической всесторонней оценки. Рано или поздно ребенок с задержкой психического развития оказывается в изоляции в классе. С ним не хотят дружить, даже сидеть за одной партой. Лишь небольшое число детей могут поддерживать с ним контакты - тоже неуспевающие школьники. В итоге ребенок наталкивается на трудности межличностных контактов, на негативное, пренебрежительное отношение окружающих.

Неадекватная возможностям ребенка с задержкой психического развития учебная программа и хроническая психотравмирующая ситуация нарушают еще больше процесс умственного развития, тормозят его. При осознании своей неполноценности у детей появляется отрицательное отношение, возникают психогенные расстройства невротического и поведенческого спектра. Возникают школьные страхи (страх или невроз ожидания неудачи). Могут быть "специализированные" страхи, например страх чтения, (ридингофобия), страх ответов перед классом, страх отдельных уроков. Кроме того наблюдаются и другие невротические моносимптомные и психосоматические расстройства: нарушение сна, тики, заикания, эпизоды недержания мочи.

Другая категория отклонений этого периода - аномалии поведения в виде отдельных эпизодов, или систематических поступков, выходящих за рамки нормы:

  1. патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста;
  2. отказ от посещения школы, отдельных уроков, бродяжничество, делинквентное и асоциальное поведение, сообщения о суицидальных тенденциях.

Уровень подростковых суицидов в России один из самых высоких в мире. В благоприятных случаях защитные компенсирующие поступки имеют социально приемлемый и непатологический характер (например, в виде утверждения себя в спорте или среди детей, младших по возрасту).

Как невротические так и поведенческие расстройства могут осложняться формированием зависимости от психоактивных веществ, компьютерной и игровой зависимостью, что в большей степени характерно для мальчиков. Помимо этого наблюдаются неврозоподобные и психопатоподобные расстройства, связанные с декомпенсацией резидуально-органической недостаточности из-за непропорциональных учебных нагрузок и хронической психотравматизации.

Заикания, тики, эпизоды недержания мочи - эти отклонения носят волнообразный характер: усиление в период учебных циклов, и ослабление в период каникул, особенно летних.

СИНДРОМ ДАУНА

Синдром Дауна самая частая патология среди умственной отсталости и составляет 10%. Это генетически обусловленная патология, при которой кариотип представлен 47 хромосомами, вместо 46, выделена лишняя хромосома. Синдром Дауна поражаются оба пола в одинаковой степени. Частота синдрома Дауна среди новорожденных составляет 1:1000. Диагностика синдрома Дауна уже у новорожденного не вызывает затруднений. Эти дети похожи друг на друга. По данным разных авторов при синдроме Дауна встречается от 9 до 29 соматических аномалий.

  • врожденные пороки сердца (дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки), желудочно-кишечный тракт (стеноз пищевода, атрезия прямой кишки, анального отверстия), мочеполовой системы;
  • нарушение обменных процессов, ожирение, внешние нарушения в развитии - незаращение верхней губы, твердого и мягкого неба;
  • синдактилия.

Дети развиваются с отставанием моторной и речевой функции. Ходят к двум годам, фразовая речь к 4-5 годам.

Характерно: череп брахеоцефальный со скошенным, плоским затылком, уплощенное лицо. Косой разрез глаз, эпикант, широкое переносье, (монголоидный разрез глаз), диспластичные ушные раковины, расположены низко. Верхняя челюсть недоразвита. Высокое небо, неправильный рост зубов. Увеличенный "складчатый" язык. Короткая шея с избытком кожи (кожная складка на шее). Диффузная мышечная гипотония, разболтанность суставов, укороченные пальцы рук, широкая кисть, поперечная борозда на ладони. Расширенные промежутки между I и II пальцем стопы.

Синдактилии, деформации грудины (воронкообразная "куриная" грудь).Низкий хриплый голос, нарушение осанки, сухая кожа, щеки с характерным румянцем.

Недоразвитие наружных половых органов (крипторхизм, гипоплазия полового члена, мошонки). Грыжи (пупочная, паховая) белой линии живота. Значительная задержка умственного развития, умственная отсталость практически у всех детей с синдромом Дауна.

90% - умственной отсталости, достигает степени имбецильности, 5% - умственной отсталости легкая, чаще при мозаичном варианте.

Недоразвитие интеллекта тотальное. Мышление тугоподвижное, с трудом переключаются на новый вид деятельности. Способны к подражанию. Эмоции поверхностны, мало-дифференцированы. Нередко вспышки гнева, упрямство, немотивированного негативизма, чаще из-за невозможности быстро оценить ситуацию.

Как правило, добродушные, ласковые, привязчивые, терпеливые, хорошо усваивают несложные житейские навыки, нет склонности к антисоциальным поступкам.

Точная диагностика возможна только на основании анализа крови на кариотип.

Большинство мужчин бесплодны. И 50% женщин могут иметь детей с синдромом Дауна или другими отклонениями.

Продолжительность жизни с синдромом Дауна средняя З5 лет, 8% - больше 40 лет, 2,6% - больше 50лет - зависит от имеющихся врожденных пороков сердца, от пониженной сопротивляемости к инфекциям, большой риск болезни крови, злокачественных новообразований. 50% умирают до 5 лет.

Дети с синдромом Дауна обучаемы по специальной методике, учитывая их особенности развития и восприятия.

Дети часто болеют пневмониями, тяжело переносят детские инфекции. У них недостаточная выработка пищеварительных ферментов, отмечается нарушение питания, ожирение, авитаминоз. Слабый клеточный и гуморальный иммунитет.

Лечебная помощь детям с синдромом Дауна многоплановая. Врожденные пороки сердца и другие устраняются оперативно. Питание должно быть полноценным. Необходим внимательный уход, защита от действия вредных факторов (инфекции, простуда). Постоянно проводится общеукрепляющее лечение.

Большие успехи в развитии, продолжительности и прогнозе жизни у детей с синдромом Дауна достигнуты с помощью специальных методов обучения, учитывающие их особенности развития и восприятия, укрепление физического здоровья с раннего детства, медикаментозного лечения.

Медикаментозное лечение сочетать с лечебно- педагогической коррекцией. Многие люди с трисомией 21 способны теперь вести самостоятельную жизнь, овладевают несложными профессиями, создают семьи.

Помощь родителям в лечении детей с отставанием в интеллектуальном развитии.

Помощь при интеллектуальной патологии охватывает большие временные периоды - годы. Какого-либо одного метода или препарата, способного быстро устранить задержку психического развития, не существует, а умственной отсталости необратима.

Родители должны знать, что существует позитивный прогноз при задержке психического развития и можно достичь уровня вполне удовлетворительной социальной адаптации при умственной отсталости легкой и даже при умеренной степени умственной отсталости.

В случаях с тяжелой и глубокой умственной отсталости, перспективы минимальны. Жизнь без посторонней помощи невозможна. Отношение родителей к детям с отставанием в интеллектуальной развитии чаще амбивалентны: и сострадание и любовь, и разочарование, негативное отношение к неуспехам, надежда и боязнь будущего. Часть родителей гиперопекают отстающего ребенка, другие попустительствуют его слабостям и закрепляют нежелательное поведение, третьи жестоки и авторитарны. Лишь небольшая часть семей способна самостоятельно позитивно и конструктивно решать проблему воспитания ребенка, отстающего в развитии. Многие семьи распадаются.

Родители часто наказывают не оправдавшего надежды ребенка, оскорбляют его, унижают, отказываются переводить из массовой школы в более легкие условия обучения, жестко требуют "стараться", "взяться за ум", после школы всеми правдами и неправдами пытаются добиться того, чтобы ребенок получил и высшее образование. Родители должны понять, усвоить, что только адекватное обучение развивает ребенка и помогает преодолеть или уменьшить интеллектуальную задержку, кроме этого важно обеспечить отстающим детям (как задержка психического развития, так и умственная отсталость) адекватную среду общения.

Родители должны усвоить, что проблемы их ребенка в развитии и успеваемости в школе связаны с его заболеванием, а не с "ленью", безответственностью или неблагодарностью. В этом есть и вина родителей (7В: алкоголизация матери во время беременности, хроническая психотравмитизация ребенка в семье, эмоциональная депривация, дефекты воспитания и т.д.)

При возникновении проблем в школе, необходимо как можно быстрее, до появления признаков школьной дезадаптации решить вопрос о выборе адекватной программы. В этом могут помочь соответствующие специалисты в поликлинике, диспансере, ПМПК. Для детей с задержкой психического развития наиболее благоприятным является обучение в школах VII вида по специальным, разработанным с учетом их возможностей программам, исключающим риск их дезадаптации, при этом учитывают тип задержки психического развития и особенности когнитивных и личностных проблем.

Для детей с умственной отсталостью программа массовой школы и школ VII вида непреодолима сложна. Они должны обучаться по специальной коррекционной программе VIII вида.

Как правило, таким детям необходимы и лечебные, медикаментозные, коррекционные вмешательства, особенно в начале школьного обучения.

Главный принцип помощи - комплексный подход - "бригадный" подход с участием специалистов различного профиля, учитывая сочетанный характер симптоматики: логопедов, дефектологов, социальных психологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов, педагогов.

Координатором "диспетчером" в этой бригаде чаще всего выступает врач - психиатр. Основной арсенал врача - психиатра при лечении детей с отставанием в интеллектуальном развитии - нейрометаболические церебропротекторы ( ноотропы и им подобные препараты). Эти лекарства активируют интеллектуальные процессы преимущественно на уровне предпосылок интеллекта (внимания, памяти, мышления, работоспособности, обучаемости). Их ноотропный эффект связан главным образом с антигипоксическим действием.

Однако изменить конкретное мышление на абстрактное, повлиять на формирование логических операций они не способны.

Важно знать, что назначение этих препаратов наиболее целесообразно, когда ребенок параллельно получает психокоррекционную помощь, занятия с логопедом, дефектологом, обучается в школе. Ноотропы назначают курсами от 1-3 месяцев 2-3 раза в год в индивидуально подобранных дозах.

Целесообразно сочетать ноотропы с сосудистыми препаратами и витаминотерапией. Используют психотерапевтические методы - с их помощью можно повысить успеваемость, активизировать предпосылки интеллекта.

Психокоррекционные воздействия и лечебная педагогика. Направлены главным образом на тренировку моделей оптимальной интеллектуальной деятельности, повышении способности произвольной деятельности, регуляции психических процессов, эмоций, поведения, коммуникативных способностей.



Источник: www.sznkuban.ru
Просмотров: 639 | Добавил: wilyetho | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz