История школы
В 1994 году в Управлении социальной защиты города Новый Уренгой было зарегистрировано сто девяноста детей – инвалидов, многие дети – инвалиды по медицинским показаниям не могли посещать образовательные учреждения (детские сады и школы).
История муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18» начинается с 1994 года. Бывшие начальник Управления образования Варламов Валерий Иванович и директор НИМЦа Управления образования Козицкий Феликс Лукич, первый директор школы Сальникова Ирина Львовна и заведующая медицинским отделением школы Войцеховская Тамара Геннадьевна были инициаторами открытия в городе Новый Уренгой Центра реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии.
Принимая во внимание потребность города в более широком подходе к проблеме детей – инвалидов и был открыт Центр реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка». Деятельность Центра реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» была направлена на то, чтобы поддержать семьи, имеющие таких детей, привлечь данных детей к образовательному и воспитательному процессу и адаптации их в социуме, тем самым освободить родителей и дать им возможность работать, а не сидеть дома с детьми.
Центр реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» был предназна-чен для дневного двенадцатичасового пребывания воспитанников и учащихся в возрасте с четырех до шестнадцати лет.
С 1 сентября Центр реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» посещало сто детей:
- две дошкольные группы детей – инвалидов, не допущенных по медицинским показаниям к посещению массовых дошкольных образовательных учреждений (девятнадцать детей);
- две группы детей – имбецилов школьного возраста, не обучаемых по заключению городской ПМПК (семнадцать инвалидов);
- учащиеся с задержкой психического развития с первого по девятый класс (школа VIII вида) (пятьдесят семь учащихся);
- слабослышащие учащиеся (школа II вида) (семь учащихся).
Центр был расположен в ветхом здании в поселке
Заозерный. В Центре реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» получали коррекционное обучение , специализированное лечение, развитие и воспитание сто детей с раз-личной патологией. Из них пятьдесят два – дети – инвалиды, остальные – с умственной отсталостью в степени дебильности. В Центре реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» , на момент открытия, имелась уникальная ап-паратура микроволновой резонансной терапии для лечения детей с церебральными параличами, специализированные тренажеры для ЛФК, компьютерные тренажеры для обучения глухих и слабослышащих детей. Создана необходимая медицинская база для лечения тяжелых (лежачих) детей – инвалидов города.
В Центре реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» работали такие специалисты, как олигофренопедагоги, логопеды, учитель – сурдолог, психолог.
С января 1995 года Центр реабилитации и адаптации ребенка «Поддержка» являлся экспериментальной площадкой Института коррекционной педаго-гики Российской Академии образования по обучению глубокоумственных детей (олигофрения в степени имбецильности).
Шли годы, менялись цели и задачи и статус данного учреждения. Сегодня это муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18» , в которой создана хорошая материально-техническая база для учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования и медицинского отделения. И все это, благодаря финансовой поддержки Администрации. Наша школа занимает особое место в системе образования не только города , но и округа.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18» - это уникальное образовательное учреждение, которое имеет в своей структуре два отделения :
· дошкольно – социальное;
· школьное.
В дошкольно – социальное отделение принимаются дети с различными комплексными нарушениями, в возрасте от трех до восьми лет и группа для детей с особыми нуждами – дети в возрасте от семи до шестнадцати лет.
Школьное отделение включает три вида школ:
· школа II вида – для обучения и воспитания слабослышащих детей
( школа I ступени);
· школа VII вида – для обучения и воспитания детей с задержкой психи-ческого развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов (школа I ступени);
· школа VIII вида – для обучения и воспитания детей с умственной отс-талостью открывается с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество (школы I и II ступени)
Цель школы заключается в реализации конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта, обеспечивая воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Достижение этой цели определяют задачи школы:
- Создание условий по реабилитации обучающихся и воспитанников.
- Обновление содержания образования. Развитие и внедрение инноваций в образовательных технологиях, координация и стимулирование поисковых разработок.
- Оказание помощи ребенку в самореализации, развития того, что заложено в личности.
- Социализация учащихся. Влияние на их нравственную ориентацию.
- Формирование личности, у которой есть своя позиция, свое отношение к жизни.
В 2008 году школа награждена дипломом лауреата Национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучшее образовательное учреждение 2008 года», директор школы Кривошеева Г.И. награждена дипломом «Лучшему в профессии. Директор - 2008», два педагога (Бойко Н.С., Аджаматова С.И.) стали победителями в конкурсе «Качественное образование – будущее нации» и награждены золотой медалью «Элита российского образования».
В 2009 году школа награждена дипломом Первого Международного Фестиваля Добрых Дел Общественного Движения «Добрые Дети Мира» за большой вклад в духовно-нравственное воспитание юных граждан России, развитие творческих способностей и социальной активности подрастающего поколения и самоотверженное служение принципам Добра и Милосердия.
В 2009 году школа совместно с общественной организацией «Новоуренгойское общество инвалидов» стала победителем в конкурсе социальных проектов «Нет ограниченным возможностям » и получила грант Главы города.
Школа - призер муниципального смотра-конкурса «За здоровый образ жизни» среди общеобразовательных школ на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, 2009.
В 2009 году имена 6 учеников и 9 педагогов школы занесены в 4 выпуск федеральной энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».
В 2007 году Шелковникова Ю.Н., воспитатель ГПД, получила Грант Главы города на повышение квалификации, а в 2008 году получила Грант Главы города в конкурсе социальных проектов «Лекарственный газончик».
В 2008 году детская танцевальная группа «Сюрприз» стала номинантом Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства.
Сегодня школа - это школа полного дня, которая имеет все возможности так организовать свою работу, чтобы чередовать учебу, труд, отдых, развивающую деятельность учащихся с учетом их возраста.
Развитие любого ребенка требует систематической и целенаправленной помощи взрослых. Но если в семье растет ребенок с тем или иным психофизическим неблагополучием, то роль педагогов, а особенно узких специалистов - дефектологов, психологов, логопедов в становлении его личности возрастает в значительной мере.
Школа полного дня - сложное организационно - педагогическое и социальное образовательное учреждение. Она решает практически весь комплекс социальных и психолого - педагогических задач, при этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, внешними учреждениями, с социумом.
Пробыть целый день в здании школы для ребенка психологически непросто. Поэтому в школе создана уютная, доброжелательная атмосфера, рабочий день построен так, чтобы ученик не ждал, когда его куда-то позовут, а сам с радостью шел на занятия детских творческих объединений дополнительного образования.
Для эффективного осуществления воспитательного коррекционно - развивающего процесса разработан режим групп продленного дня, который включает прогулку, сон, тематические беседы, организацию свободной развивающей деятельности.
В системе проводятся спортивная, профориентационная работа, изучение ПДД и правил пожарной безопасности, работа с родителями через родительские собрания и родительские лектории.
Школа стала организатором всей жизнедеятельности ребенка, помогает каждому развить все свои творческие задатки, подготовиться к адаптации в жизни.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет. Он координирует работу всех служб школы и творческих педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Одновременно методический совет является консультативным органом по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса в школе.
Рост педагогического мастерства осуществляется не только через заседания педагогического совета, но и через заседания методических объединений, семинаров - практикумов, педчтения, школьные конкурсы, такие, как: "Фестиваль методических идей" и "Педагог года", аттестацию педагогов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.